?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
  Езиды | Курдские новости |

Древние государства на территории Курдистана - HaCKeD ByALBAYX

июн. 6, 2005 02:40 pm Древние государства на территории Курдистана

         Древние государства на территории Курдистана

В историческом ареале проживания курдов за последние тысячелетия было создано много государственных образований, в основании большинства которых непосредственная роль принадлежала протокурдским, а позже и курдским племенам, или же они совместно с другими народами принимали участие в их образовании. Первыми и самыми древними из них на территории Курдистана были страна Эшнунна (Ашнуннак) и страна Карда(у).

От гор Курдистана на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско - Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает \"Междуречье\" - от названий двух рек (Евфрат и Тигра), берущих начало в Курдистане и выпадающих в Персидский залив, в древности - двумя раздельными устьями, а сейчас - одним обширным устьем Шатт - эль Араб (река Арабов).

Реки, питаемые водой горных ручьев, прорезают в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр (Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр) и в среднем и нижнем течениях текут по глинистой равнине. Реки имеют ряд притоков: у Ефрата наиболее крупные - Балих и Хабур, у Тигра - Верхний и Нижний Заб, Дияла.

Тигр - полноводнее и имеет более быстрое течение, отсюда и его мидийское (древнекурдское) название (от тигрис \"быстрый\"). На современном курдском языке tir означает \"стрела\", что также свидетельствует в пользу именно курдского названия реки Тигр. Более древнее хурритское название реки Тигр - Aranzah. Тигр имеет два рукава. Одна из них начинается вблизи города Элязиз с гор Мастар и Саре в Северном Курдистане и течет на сторону Пиране. Другой вытекает с Дарахане и Лидже в Брыглейне и также течет на сторону Пиране. Оба рукава в районе Делуджан объединяются и, огибая Амед (Диярбакыр) с запада, течет по равнинам Кикан и Бысмыле. Тигр в районе Ботан выбирает воды рек Херзан и Ботан, становясь полноводнее и глубоководное. В районе города Джезире Ботан Тигр спускается в южную часть Курдистана и выбирает воды рек Верхний и Большой Зей. Зей - курдское название реки Большой Заб, левобережья реки Тигр. Река Зей (Заб) получила свое название от этнонима курдского племени Заб (Зибари). О курдском племени \"аз - Забадийа\" сообщали средневековые арабские источники (1-88). Эта племя ныне известно как \"zibari\" (2-168; 3-76; 4-65,114). Большой Заб достигает 450 км и течет по южной части Курдистана.

Длина Тигра достигает 1850 км и из них св. 600 км течет по Курдистану. Площадь бассейна Тигра - 375 тыс. кв. км. Судоходен до Багдада, в половодье (зимой и весной) - до города Мосула.

Евфрат (Euphrat), перс. Уфрату, арабск. Эль-Фара самая длинная и полноводная река Курдистана. Ее длина - 3065 км, площадь бассейна - 673.000 кв. км. В древности Евфрат хурриты (протокурды) называли Purantu, шумеры - Baranum; староаккадское название, перенятое у хурритов, - Purantum. Самый древний вариант - хурритское Purantu - очень близко современное курдское название реки F?rat (ср. pur/f?r и antu/hat) (Великая река), которое образуется от слов f?r - полет, f?re(h) - широкий и hat - прийти, течение.
Среди курдов широко распространены и собственные мужские имена F?rat, Ferhat. Это имя мы встречаем в поэме \"Хосров и Ширин\" Низами, а также в произведениях поэтов и писателей Востока.

Евфрат образуется слиянием рек Мурад и Карасу (Фырат). Истоки Карасу находятся в горах севернее Эрзерума, а истоки реки Мурад - в горах севернее озера Ван, почти под Агри (Арарат) в Алашкертской долине в северной части Курдистана. Оба эти реки около Кебана (700 м над ур. м.) сливаются и после этого становятся рекой с названием Евфрат.

Евфрат течет по ущельям и равнинам Элязиза и Малатьи, огибает Амед, Шемшур и Рыхйа (Урфа) и выходит на равнину Дылук. Протекая по равнине Тылбышар у порога Харрана и выйдя из гор (на высоте 580 м. над ур. м.), Евфрат течет полноводной рекой по западной (Сирийской) части Курдистана в сравнительно углубленной долине. На этом отрезке течения в Евфрат впадают слева значительные притоки Белих и Хабур. Ниже Рум-кале Евфрат пересекает в скалистом русле холмистую местность и затем вступает в пределы Ирака. Протекая более 1110 км по территории Курдистана, Евфрат в Ираке сливается с Тигром. Приток Евфрата Хабур получил свое название от курдского слово xapur (разорять, опустошать), наверно, действительно за свой \"беспокойный\" характер.

Курдская история находится в тесной связи с одной из древнейших очагов человеческой цивилизации - Месопотамией. Часть Месопотамии курды называют \"Mezra Botan\" и по праву считают ее одним из трех древнейших очагов сложения курдского народа. Именно здесь образовались первые зачатки элементов курдской государственности. Одной из таких ранних государств, имеющей непосредственное отношение к курдскому народу, стала государство Эшнунна или, как еще источники называют - Эшнуннак, сыгравшее важную роль в истории Месопотамии. Город Эшнунна находился на заливной равнине к югу от левого притока Тигра Диялы, в 35 км к северо-востоку от современного Багдада. В источниках встречаются в различных вариантах названия каасиа, кашшу, коссеи, касси и др. не в качестве названий богов, а исключительно как названия местностей или племени в Эшнунна (Ашнуннак), Кар-Э(А)шнуннак. В начале III тыс. до н.э. государственный строй Эшнунны сохранял еще формальные элементы племенной демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов, совет старейшин. Со временем, среди равноправных родов племени стали выделятся экономически более независимые и могущественные, из родоначальников которых и выдвигаются племенные царьки.

С появлением зачатков государства храмовое хозяйство из общей племенной собственности, стало по существу, государственной собственностью, а продукция храмового хозяйства шла в основном на содержание зарождающейся бюрократии и жречества. Фактически политическая и духовная власть была объединена в лице могущественных племенных вождей, а мифология и религиозные воззрения стали служить духовной основой этого родоплеменного государства. Эшнунна как главный город, стала резиденцией вождя племени или конфедерации племен. На территории Эшнунны были и другие поселения, часть которых была покорена силой оружия, другая часть подчинялись добровольно, чтобы обезопасить себя от других более сильных, чем они, соседей, и все они находились в политической зависимости от главного города.

Наряду с такими городами-государствами Шумера, как Эриду, Ур, Ларса, Лагаш, Умма, Урук, Шуруппак, Ниппур, Киш и другие, в истории Двуречья важную роль сыграла и Эшнунна, историческая судьба которой тесно была переплетена с историей Месопотамии.

В первой половине ХХ века были проведены большие раскопки на территории Эшнунны. Надписи и памятники материальной культуры, обнаруженные в развалинах Эшнунны, пролили новый свет на взаимоотношения между Эламом, Аккадом и племенами аморитов, которые в эту эпоху вторглись в Месопотамию. По итогам археологических расследований был сделан главный вывод: Эшнунна была тесно связана с Эламом, являясь форпостом эламского влияния в Месопотамии (Авдеев, 24). Это может свидетельствовать и в пользу этнической близости населения Элама и Эшнунны, а также того, что управлением Эшнунны занимались выходцы из Эламитских династий. Расположенная на границе с Эшнунна область Сузиана являлась одним из центров развития раннеземледельческих культур Месопотамии. Центральный город области - Сузы - стал столицей Эламского царства, объединившегося в своих границах плодородные долины Сузианы и богатые древесиной и полезными ископаемыми плоскогорья и горные районы Эламиды.

Город Эшнунна служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными племенами севера-востока. Эламитам удалось отстоять Эшнунну от аморейского влияния Аккада. Завоевание Месопотамии ираноязычными гутиями (2218-2104 гг. до н.э.) окончательно закрепило Эшнунну за протокурдскими элементами.

В надписях, найденных в Эшнунне, такие неопределенные датировки, как \"год, когда Баббар и Ка-Ибаум были построены\", или \"год, когда Амурру покорились\" затрудняют установить время происхождения указанных событий, хотя речь идет о покорении Амурру, которая была расположена на западе Аккада в Средней Сирии и называлось как \"Запад\" (Амурру). Ее последовательно покоряли царь Аккада из династии Саргона Шарганшарри (2253-2230 гг. до н.э.), кутии, Египет (XVI в. до н.э.) и хетты (XV в. до н.э.). На основе найденных в Мари и Эшнунне документов ученым удалось установить, что современниками царя Эшнунны Ибалпель были Хаммурапи (1792-1750 гг до н.э.) - царь Вавилона, Зимрилим (ок.1750 г.- ок. 1757гг. до н.э.), царь Ларсы Римсин (вторая половина XVIII в. до н.э.), царь Ассирии Шамшиадад I (ум. ок. 1783 -1775 гг. до н.э.).

Ибалпель (Ибал Бал - \"Ибал Великий\") сохранил свое имя в современном курдском с.м.и. Ipal (НК,318). Римсин выступал как союзник Хаммурапи и оказал ему помощь в завоевании Урука и Исина. Хаммурапи с Эламом были в дружеских отношениях. Римсин был из эламской династии, правившей в Ларсе. Имя Rimsin посредством курдского языка переводиться как rim - копье, дротик (КРС - 312,317) и Sin (в кутийском пантеоне бог Луны) и означает \"Дротик (Копье) бога Луны\". Это имя сохранился также на курдских с.м.и. Ram, Ram?n,Ramjin, Ramo, Rampo,Рамшен, Рамван, Расив (НК.355).

Шамшиадад I \"происходил из туземного субарейского рода\" (5-368), т.е. был хурритом. Шамшиадад был сыном аморея Илакабкабу, захватившего власть в Ашшуре (8-314). Его имя состоит из имени бога Солнца Шамс кутийско-ассирийского пантеона и \"Адад\" (\"Атат\") от курдского \"da\" (глаголь \"давать\") и означает \"Рожденный Солнцем\" или же \"Сын Солнца\". Есть и современные курдские собственные имена мужские Ado, Eto - сокр. от \"Адад\". Шамшиадад I впервые объявил себя Sarkissati, титул которой ученые переводят как \"Царь множеств\" (8-314), подразумевая при этом, что в его основе лежит арамейское слово. И это несмотря на то, что Sarkissati поддается к переводу исключительно с курдского языка: Sa - \"царь\" (на арамейском malik), kis (kes) - \"человек\", \"все (люди)\" и глагол ati (hat/i) - \"прийти\"; имя буквально означает \"Пришедший властвовать над всеми\" и это слово по своему значению очень близко к значению \"Царь вселенной\". Выше было сказано, что под \"Амурру\" в древности подразумевали \"Запад\" (Западная Страна), а под амореями - \"люди с запада\". Некоторые ученые относят их к арамейцам - семитским племенам. Но принадлежность династии Шамшиадада I к субарейской (под этим шумерские источники знавали хурритов, страну которых называли как Су-Бару) указывает на то, что среди амореев не все относились к арамейцам-семитам. Да и без мощной родоплеменной опоры нельзя было рассчитывать на власть, которой Шамшиадад I добился в первую очередь посредством значительной военной силы из числа родственных ему хурритов.

В письмах своему сыну Иасмахададу, царю Мари, Шамшиадад I упоминает о воинах \"лабну\" , а также о воинах из числа \"мужей\". Источники слово \"лабну\" переводят как \"склоненные ниц\" и полагают, что эти те, кто не имел собственных земельных наделов и получал содержание или земельные участки от царя; а воины из числа \"мужей\" - полноправные члены свободных общинников, которые содержались в войске за счет собственных патриархальных семей (8, 314-315).

В начале II тысячелетия до н.э. Эшнунна уже представляло собою одно из сильнейших государств Передней Азии. Найденная на развалинах Эшнунны бронзовая рукоятка кинжала, во внутренней, полой части которого сохранились микроскопические следы железа, очевидно, остатки железного клинка, свидетельствует, что еще в середине III тысячелетия до н.э. в Эшнунне развивалась металлургия. Обнаруженный в одной из гробниц Ура маленький железный топорик указывает на то, что именно с появлением кутиев и эламитов в Месопотамии связано развитие металлургии. В это время железо в Месопотамии было распространено очень мало и его приходилось привозить из далеких областей Закавказья, может быть, из Малой Азии, где находились древние центры металлургической, и в частности железоделательной техники. А древние источники этого периода, кроме кутиев и эламитов, движение в Месопотамию со стороны Закавказья и Малой Азии других племен не отмечают.

Найденный сборник или часть сборника законов царя Эшнунны Билаламы (начало ХХ в. до н.э.) проливает некоторый свет и на общественные отношения в этом государстве. В отличие от законов Исины и Ларсы, законы Эшнунны были составлены на акккадском, а не на шумерском языке. Это указывает на смешанный характер населения Эшнунны. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания. Так, первые две статьи посвящены определению цен на различные товары, причем цены в первой статье выражены в серебре, а во второй - в золоте. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых muskenu , название которых переводится как \"неполноправные свободные\" (8-289).

Наличие в Эшнунне мушкену и их отличие от полноправных граждан указывает также на существование пришлых слоев в обществе. Традиционная историографическая наука под основными, полноправными, гражданами Эшнунны подразумевают семитоязычных аморейских завоевателей, а под muskenu - \"подчиненных\", \"покоренных\" (8-290). Причина такого подхода кроется в составленных на аккадском языке законах Билаламы. Это было широко распространенное явление для тех времен. Даже ираноязычные кутии свои надписи составляли на шумерском языке. В Эшнунне правила эламо-кутийская династия Билаламы.

Телесные повреждения по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом. Несмотря на то, что на юге - и в Исине, и в Ларсе - термин muskenu постепенно исчез, что свидетельствует в пользу усиления в этих городах- государствах роли амореев-семитов, он в Эшнунне еще сохранялся, но почти потерял свое первоначальное значение. Сближение в правовом положении между господствующим кассито-эламитами и \"мушкену\" было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и слиянием вторгнувшихся амореев с местным ираноязычным населением, которое постепенно вернуло себе утраченное господствующее положение в государстве Эшнунна.

Особое внимание, как и в прочих древневосточных законах, уделялось различным вопросам семейного права, нашедших свое отражение в большинстве статей закона Билалама, которые в общем по своим установкам не слишком отличались от дошедших до нас правовых памятников Месопотамии. Но они больше схожи с законами Исины и Ларсы, что указывает на этническую близость их населения. Знаменитые законы Хаммурапи полностью восходят к этим законам.

В начале XVIII в. до н.э. Эшнунна подпадает под временное влияние Ассирии. В Ларсе Эламская династия господствовала с 1834 г. до н.э. и во главе с Римсином способствовала завоевательной политике Хаммурапи. После смерти Шамшиадада I и изгнания его сына из Мари Эшнунна стала грозить Мари. Вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились и Ларса стала союзницей Эшнунны. Хаммурапи удалось на 30-м году правления победить своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбить пришедшее на помощь войско Элама. На следующий, 31-й год правления (1762 г.до н.э.), Хаммурапи победил и Римсина, захватив его главный город Ларсу. На востоке значительные области Элама также попали под влияние Хаммурапи.

Хаммурапи, поставивший задачей объединение всей Месопотамии под своей властью, заключает военный союз с царем Мари Зимрилимом и порознь разбивает своих противников. В начале царствования ему удалось завоевать шумерское города Исин, Урук и Ур, населенные ираноязычными племенами, потому что междуусобица значительно ослабила их, и не только их. Такую же картину мы наблюдаем в Эшнунне, судя по одному из дипломатических посланий Зимрилима Хаммурапи, где говорится: \"Если князья Эшнунны тебя признают, то правь в качестве царя над страной Эшнунны. А если они тебя не признают, то посади… который находится у тебя, чтобы он царил над ними\" (5-70).

Это письмо проливает и некоторый свет на государственный строй Эшнунны, где отсутствовала центральная власть и попеременно, силой оружия, кто-то считался \"царем\". Не найдя опоры в собственной стране, они часто прибегали к иностранной помощи. Видимо, этот \"кто-то\" был один из лояльных Хаммурапи князей эламского происхождения, претендующий на власть в Эшнунне и впоследствии силой оружия Хаммурапи и водворенный царем над Эшнунной. Позже, благодаря поддержке нового царя Эшнунны, Хаммурапи удалось также \"сокрушать при помощи богов Ану и Энлиля страну Эмутбал и царя Римсина\". Отец Римсина Кутурмапук был правителем пограничной с Вавилонией области Эмутбал (Ямутбал). Именно благодаря поддержке отца, Римсину удалось захватить власть в Ларсе.

Реальная угроза со стороны Хаммурапи и понесенные от него потери заставили объединиться в коалицию Элам, Эшнунну, Исин, Урук и другие города. Именно к этому времени и произошло объединение в племенные союзы касситов, населявших область к северо-востоку от Двуречья. Эти воинственные племена, объединившись в союз около 1795 г. до н.э., в 1741 г. предприняли первый поход против Вавилонского государства. Начиная с 30-го года своей власти и до года смерти Хаммурапи почти непрерывно вел военные действия. Теперь его войны приобрели оборонительный характер. В самом первом из этой группы названий мы встречаем фразу, в которой звучит зловещая нотка: \"Год, в которой вождь возлюбленный Мардуком, организовал (благодаря) помощи великих богов (державу) Шумера и Аккада, после того как он победил армию, которую собрал Элам (придя) от границ Мархаши, вместе с Субарту, Кутиями, Эшнунной и Мальгами\". О подобных же коалициях упоминается и в 32-й год царствования Хаммурапи (Эшнунна, Субарту и Кутии), и в 37-й год (Кутии, Турукку, Какму и Субарту) (10, 124-125).

Получившие этническое название от бога Кашшу ираноязычные касситы и называли страну Эшнунна (Ашнуннак) - \"Туплияш\", т.е. \"Земля Тупли\". Видимо, Тупли был одним из сильнейших рододначальников в этом племенном объединении.

Культура Эшнунны. Храмы, дворцы и другие здания, раскопанные в развалинах Эшнунны (Ашнуннак), указывают на расцвет архитектуры того периода. В состав архитектурного комплекса входили особые, типичные для Месопотамии, храмовые ступенчатые башни - зиккураты, а также дворцы и гробницы. Именно в эпоху III династии Ура, которая была кутийской, относят расцвет шумеро-аккадской архитектуры (5-108), при этом забывая, что именно с приходом протокурдских племен - кутиев, эламитов, касситов, луллубеев и хурритов - связан расцвет \"шумеро-аккадской\" архитектуры. Именно с их появлением \"шумеро-аккадская\" архитектура стала оказывать влияние на развитие архитектурных форм в Вавилонии и Ассирии, на что указывают композиция древнеассирийского храма богини Иштар в Ашшуре, орнаментация стен в большом дворце в Мари, а также длительное сохранение древней архитектурной формы ступенчатой храмовой башни (зиккурата) (5, 108-109).

Зиккурат - курдское слово, и в современном курдском оно звучит как ziyaret (зиярат) и означает \"храм\", \"святое место\". Еще в далеком XXIII в. до н.э. эламиты и кутии прославились как искусные строители. Патэси Лагаша Гудеа, шумеро-кутийский наместник, писал: \"Для того чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходил из Элама, житель Суз приходил из Суз, Маган и Мелухха с гор доставляли лес\" (5-63). Сузы - крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей, соединивших Элам с Месопотамией, а также с Северным и Восточным Ираном, был столицей Эламского государства. Элам в начале XXII в. до н.э. был захвачен племенами кутиев, которые были родственны эламитам. В этот период вся Месопотамия находилась под властью кутиев, и для градостроительных работ невольников было предостаточно.

Поэтому в надписи Гудеа имеется в виду не простые работники из числа эламитов из Элама и жителей Суз, а искусные мастера-строители. Именно с появлением касситов в Вавилонии появляется такой ценный и незаменимый строительный материал, как кирпич, применявшийся до этого времени в сыром виде, без обжига, а просто высушенный на воздухе. Именно касситы раскрыли секреты, как обжигать кирпич-сырец и получать долговечный материал, по качеству не уступающей камню, а в некоторых случаях и даже превосходящей его. В равнинной Месопотамии мало пригодного для строительных целей камня. Поэтому применение обожженного кирпича положило начало строительному буму в Месопотамии и позже и в других странах мира и стало настоящей революцией в строительном деле.

На территории Южного Курдистана, в предгорьях, обитатели Кала\'ат Ярмо (V тыс. до н.э.) строили свои дома \"правильной прямоугольной формы со стенами из плотно сбитой глины или, может быть, кирпича-сырца, иногда с фундаментом из камней\" (8-127). Около 4100 г. до н.э. в Южном Курдистане (зона Мосул-Киркук) предки курдов в строительстве уже начали широко применять кирпич-сырец. В этот же период особенно \"высокого расцвета достигает гончарное дело\" (8-128). Это и послужило в дальнейшем материальной базой для начала изготовления кирпича. Эти территории и позже вошли в состав Кар-Туплияша - Касситской Вавилонии. В период неолита в Калат-Ярмо и в других древних местах обитания на территории Курдистана были найдены куски обожженных керамических и гончарных изделий, свидетельствующие в пользу того, что древние люди быстро поняли положительные стороны обожженной глины, и это было совсем неслучайным открытием.

В месте разведения костра со временем под воздействием огня стенки очага становились прочными. Люди научились переносить тлеющие угли вместе с выемкой-очагом, а потом стали делать специальную посуду для различных хозяйственных целей. Например, в Калат-Ярмо выкапывали небольшие углубления в земле, стенкам придавали форму и там же разводили огонь. Полученные таким способом гончарные изделия использовались для хранения воды, молока и молочных изделий, сыпучих веществ и т.п. Самые древние гончарные печи обнаружены именно на территории Курдистана - в Тепе-Сиалке (близ Кашана в Луристане) и Тепе-Гяуре (Южном Курдистане), которые датируются V-IV тыс. до н.э. В Тепе-Гяуре были обнаружены даже двухярусные печи (11-67).

Общеизвестно, что в Месопотамии вместо бумаги применялась глина, на которую наносился текст письма, чтобы его долго сохранить, таблички обжигали в специальных печках. Для них таким же образом делались и конверты, очень напоминающие по форме современные почтовые. Со временем, убедившись в новых качествах обожженных глиняных табличек, люди пришли к мысли, что глину можно использовать и как строительный материал. Только для этого пришлось чуть-чуть утолщать эти таблички. Таким образом был получен совершенно другой материал, пригодной для строительства.

Кирпич на диалекте курдского языка курманджи также звучит как kerpuc, kerpic (12- 31) и в переводе с курдского означает: ker, keri - \"часть, кусок\"; на диалекте сорани kert - \"часть, доля, кусок\" (7-527), kerese - \"строительный материал\" (7-528); kil - \"обжиг, обжигание (гончарных изделий)\" (7-508). На сорани pisan - \"печься, испекаться (в горячей золе)\" (7-122); на курманджи - p?c-p?j (12-31). Эта техника обжига кирпича, перенятая в древней Греции, была утрачена около 1000 г. до н.э. С тех пор для многочисленных построек использовался кирпич, высушенный на воздухе. Возврат к технике обожженного кирпича произошел лишь в середине IV в. до н.э. (13-263). Видимо, это случилось после отступления 10-тысячного отряда Ксенофонта через Курдистан в 441 г. до н.э. и похода Александра Македонского в Переднюю Азию в 327 г. до н.э.

Строительная культура кутиев и эламитов должна была внести и в язык народов Двуречья связанные с ней понятия, например: \"кирпич\", \"зиккурат\" (зиярат) и др. Древние курды свои храмы-дврцы еще называли и как dur. Например, касситский царь Вавилонии Куригалзу I (конец XV в. до н.э.) им построенную новую столицу называет Дур-Куригалзу, а эламский царь Унташ-Напириши (XIII в. до н.э.) свой зиккурат называет \"Дур-Унташ\". Ассирийский царь Саргон II завершенную в 707 г. до н.э. резиденцию также называет \"Дур-Шаррукин\" (совр. Хорсабад), что указывает на заимствование этого слова из древнекурдского \"дур\", которое сохранило свое значение на всех диалектах современного курдского языка в форме \"der\". В курдском языке \"de\" означает деревня, село; der - \"древний, давний; языческий храм\" (7-307).

Верования населения Эшнунны сводились к первобытному фетишизму. Дальнейшее развитие религии привело к возникновению культа природы. Из многочисленных божеств Эшнунны до нас дошли названия немногих. Так, в Эшнунне в качестве божеств воды обоготворялись \"бог Ниназу\" (\"знающий воду\") и бог ритуальных омовений Тишпак (5-94). В честь Гимиль-Сина, обоготверенного царя Ура, совершались торжественные богослужения и в Эшнунне, что указывает на несомненно имеющиеся этно-политические связи Эшнунны с III династией Ура. Названия божеств Ниназу и Тишпак явно древнекурдские - Ниназу (ни-назу), где \"ни\", судя по современным курдским словам nire - \"отводный оросительный канал\" (7-664); n?lufer (gulnilufer) - \"водяная лилия, кувшинка, лотос\" (7-663); ne - \"деревянный водопровод\" (7-664), - означал воду. Назу также в современном курдском нашло свое отражение в словах niza - \"желание, просьба\" (7-645) и naz - \"знакомый\"; \"знать\". Есть и курдские собственные женские имена Naz, Nazan (6-199), Naze, Nazin, Nazo (6-200), восходящие к имени Ниназу - Nina (6-202).

Тишпак также переводится с современного курдского слова t?sk - \"луч, блеск, сияние\" (7-164), а pak - \"чистый, опрятный, незапятнанный\", paki - \"чистота, опрятность, незапятнанность\" (7-96). Есть и курдское собственное женское имя T?sk (6- 244). Эти примеры не должны оставлять и тени сомнения в курдском значении имени божеств Ниназу и Тишпак.

Таким образом, вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что Эшнунна (Ашнуннак) издеревле была населена протокурдскими племенами, которые свою родину, возможно, называли по имени одного из сильных местных родоначальников - Туплияш, где \"яш\" (на современном курдском языке - \"ах\") - \"земля\", а Тупли - с.м.и. Tapel (6-641), Topo (6-381), или же родоплеменное название. Эти племена после упорной длительной борьбы захватили часть Месопотамии и уже под названием касситов, создав новое мощное Вавилонское царство, господствовали там более 500 лет.
Страна Карда(у)

Впервые о курдах упоминает одна из шумерских надписей, датируемая III тыс. до н.э., где речь идет о стране Kar-da или kar-da-ka. Страна Karda была расположена по соседству с живущим на юге озера Ван народом су. Многие ученые название этой страны связывают с \"Kur-ti -e\", которые упоминаются в победной реляции ассирийского царя Тиглатпаласара (1100 г. до н.э.). А по мнению Сейса, \"Kur-ti\" Тиглатпаласара на самом деле и есть гордиены (греческое произношение). По мнению Хьюга Винклера, \"Kur-ti-e\" можно читать и как \"Kur-hi-e\" и поэтому нельзя с уверенностью \"Kur-ti\" связывать с курдами. Но большинство ученых предпочтение дают чтение этого слова как \"Kur-ti-e\". Например, Хоммел утверждает, что первоначальное чтению этого слова как Kurhit позже подверглась изменению в форме Kurdit (36). С этим этно-топонимом тесно связано и название Касситской Вавилонии \"Кардуниаш\".

 

В иранской части Центральных Загросских гор, в южном течении реки Дияла с древнейших времен жили племена, известные древним источникам под названием касси и кашши. Эти племена были еще известны в античные времена под названием касси, кисси, коссеи. Восточные отроги Загроса называли еще в античный период горами Кисси. Античные авторы упоминают о \"стране коссеев\" над Мидией. Эта страна указана после горной страны \"элимеев и паретакенов\" (Страбон. XI, XII,4). На востоке Великая Мидия граничила с Парфией и горами коссеев. Коссеи могли выставить 13 тыс. лучников и были союзниками эламитов в войне против Вавилонии. На родство коссеев и сузийцев указывает и то, что некоторые элементы их боевого вооружения - традиционные защитные доспехи (льняной панцирь) были одного образца.

В походе Ксеркса на Элладу участвовали и подразделения коссеев в традиционных персидских одеждах, только вместо войлочных шапок они носили так называемую митру - повязку на лбу, концы который свешивались по обеим сторонам лица (Геродот.VII,62). В фермопильском сражении коссеи вместе с мидянами являлись ударной силой Ксеркса (Геродот.VII,210). Коссеи граничили с мидянами. Коссеи вместе с другими тремя племенами - мардами, уксиями и эламитами, стяжавшими себе славу разбойничьих племен, были независимы и \"заставляли царей платить им дань, а коссеи даже получали дары, когда царь, проводя лето в Экбатанах, возвращался в Вавилонию\" (Страбон.XI,XIII,6). Царская дорога из Экбатаны в Вавилон проходила через Сузы на юг, далее поворачивала на запад в Вавилонию. Эта была наикратчайшая и удобная дорога, но в то же время самая опасная, так как проходила через земли коссеев, и свою безопасность можно было обепечить, откупаясь дарами от этих племен. Только Александру Македонскому удалось зимой усмирить эти племена силой оружия (Страбон. XI, XIII,6).

Область коссеев была богата материалом, пригодным для корабельного леса (Страбон, XIV,I,11). Совсем не случайно, что самая почитаемая в Касситской Вавилониии богиня Иштар на рисунках всегда изображается вместе с кедровым деревом, которое отсутствует в Верхней Месопотамии. В связи с этим всегда надо имет в виду культ дуба среди курдов, сохранившийся до наших дней.

По рассказам античного автора Поликлита, Коссейские горы находятся на расстоянии 1000 стадий от Евфрата: невысокие, не покрыты глубокими снегами и не вызывают внезапного таяния большой массы снега. Вершины этих гор находятся в области над Экбатанами по направлению к северу, а по направлению к югу они разделяются и по мере расширения становятся значительно ниже (Страбон XVI, I, 13). Как область Коссея граничила с Персидой и Паретакеной и простиралась до Каспийских ворот (Страбон. XVI,I,17). Коссея - \"небольшая и бедная страна\" (Страбон. XVI,I,18).

 

Полная версия статьи...

7 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:igordaily
Дата:Июнь 6, 2005 11:01 am
(Ссылка)
есть такая вещь - lj-cut называется
От:pullus_
Дата:Июнь 6, 2005 06:32 pm
(Ссылка)
если ставите lj-cut, то будет анонс и продолжение статьи по ссылке
От:usubov
Дата:Июнь 6, 2005 06:54 pm

Что это такое?

(Ссылка)
Что это такое? И с чем его едят? можно поподробнее?
От:pullus_
Дата:Июнь 7, 2005 03:25 am

Re: Что это такое?

(Ссылка)
Пишите начало статьи, потом специализированный тег LJ - <lj-cut>, потом все остальное. Например:

Древние государства на территории Курдистана

В историческом ареале проживания курдов за последние тысячелетия было создано много государственных образований, в основании большинства которых непосредственная роль принадлежала протокурдским, а позже и курдским племенам, или же они совместно с другими народами принимали участие в их образовании. Первыми и самыми древними из них на территории Курдистана были страна Эшнунна (Ашнуннак) и страна Карда(у).
<lj-cut>
...все остальное.

Отредактируйте эту запись так - увидите :)
Есть еще разные теги LJ для удобства, прочитайте:
http://www.livejournal.com/support/faqbrowse.bml?faqid=75
От:(Anonymous)
Дата:Июнь 18, 2009 09:17 am

База рецептов

(Ссылка)
На http://cocucok.net/ нашла клевые рецепты! Пробывала несколько, большенство очень вкусные! А вы что думаете? :)
От:(Anonymous)
Дата:Ноябрь 4, 2009 10:37 pm
(Ссылка)
Ашнунаки, говорите?

Звучит почти как - аннунаки. Это не ваши предки, случайно, создали людей? Ашннунаки, значит. А с Нибиру вам сообщений не было? когда они к нам собираются, не знаете? Ашннунаки. Согласно всем религиям единобожия, эти самые аннунаки признаны - падшими ангелами. А еще и Мардук - божество зла вас возлюбил. Все сходится. Воинство сил зла. Потому и родины у вас нет. Так, обольщение одно. Так что если вы все тут изложенное всерьез, а не в качестве гипертрофированного самомнения и болезненного воображения, то родина для вас уже давно готова. В геенне огненной. Ашннунаки, блин.